Благотворительныя учрежденія. развращенію ихъ. Сборъ этотъ, получавшій въ прежнее дорефор- менное время поддержку въ городскихъ управахъ и губернскихъ канцеляріяхь, доставляя тогда доходную статью чиновникамъ этихъ учрежденій, существуетъ нынђ подъ предлогомъ благотво- ренія, расходуется подъ слабымъ контролемъ лицъ, заинтересован- ныхъ пользою не общею, а личною. Часть его, правда, идетъ въ Бердичевђ на содержаніе общественной еврейской больницы, но сравнительно незначительная; а большая часть, подъ видомъ раз- дачи благотвореній по мелочамъ, попадаетъ въ карманы цадиковъ и лицъ, которыя, по преданію, преемственно нуждаются въ под- держкђ ихъ представительства между народомъ (еврееями). Главная статья коробочнаго сбора получается отъ доходовъ по продажђ евреямъ каширнаго мяса. При настоящемъ состояніи науки понятіе о трефномъ и каширномъ мясђ—уравнивается и остается только традиціоннымъ у закоснђлыхъ цадиковъ и рав- виновъ, строго наблюдающихъ за соблюденіемъ этого постановле- нія между массою евреевъ и предписывающихъ имъ непремђнно по субботамъ какъ бы еврей ни былъ бђденъ, ђсть каширное мясо. Недостаточная масса евреевъ, голодая цђлыхъ шесть дней и питаясь холодною, не всегда удобоваримою пищею, находясь въ неблагопріятныхь гигіеническихь условіяхь, должна на седьмой день, въ субботу, во что бы ни стало ђсть каширное мясо. От- кладывая отъ своей голодной пищи 6 дней по нђскольку копђекъ, она покупаетъ закономъ разрђшенное мясо по 15 копђекъ, когда тамже и за тоже христіанское населеніе платить по 7-ми копђекъ, и когда коробочный сборъ съ мяса установлень по 13 копђекъ. Куда же дђваются еще 2 копђйки на каждый фунтъ? Онђ идутъ не въ пользу коробочнаго сбора и учрежденій, на него содержи- мыхъ, даже не въ пользу сборщиковъ, а именно въ пользу тайно существующихъ цадиковъ, запрещенныхъ законодательствомъ и имђющихъ растлђвающее вліяніе на нравы евреевъ. Благотворительныя учрежденія. Благотворительныхъ учреж- деній и братствъ между христіанами, со времени закрьггія учеб- наго братства при церкви св. Троицы и училища при кармелит- скомъ монастырђ, болђе никакихъ не существуетъ. У евреевъ
|