Содержание


Часть 1. В Речи Посполитой. 3
Часть 2. Возвращение к благочестию. 4
Часть 3. Строительство каменной церкви. 11
Часть 4. Ветры революции. 17
Часть 5. Дорога к храму. 18

[ 2 ]

01 ноября 2008 г
© «Православна Житомирщина».

© Настоятель Свято-Троицкой церкви г. Бердичева протоиерей Михаил Гоюк*
*При перепечатке материалов ссылка на автора обязательна.


[ 3 ]

Историческое исследование

Посвящается 100-летию

Свято-Николаевского собора

г. Бердичева

Часть 1. В Речи Посполитой.

В 1721 г. князь Николай Николаевич Радзивил, «воевода Новогородский, что в царстве Литовском» женился на Варваре Завиш, дочери прежних правителей Бердичева, и положил начало правлению в местечке Бердичеве новой династии - Радзивилов. Он немало потрудился для экономического развития своих владений, но в 1746 г. «безвременно скончался», не окончив многих своих начинаний. Его супруга княгиня Варвара, на помин души любимого мужа, в своих владениях решила построить новую церковь и посвятить ее в честь его небесного покровителя - святителя Христова и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Она хлопочет в Киевскую митрополичью канцелярию о получении соответствующего разрешения на её постройку.

8 мая 1748 г. такое разрешение, утвержденное «Михайлом Прокоповичем унитским официалом», ею было получено. Вместе с ним княгиня получила и план новой церкви, с алтарем на восток, как об этом она просила, и вскоре началось её строительство.

6 декабря 1751 г., в день зимней памяти святителя Николая, «Бердичевским дзеканом Раковским» новая церковь была освящена. Она стала в местечке Бердичеве третьей церковью, как ее называли - Радзивиловской (1751). Первой была Свято-Михайловская церковь, Киевского воеводы Василия Тишкевича (ок. 1546 г.), второй - казацкая Свято-Успенская церковь (1611 г.).

Построена Николаевская церковь была из дуба в три отделения, с тремя высокими куполами и «опаясанием» (фундаментом - авт.) из того же дерева. Снаружи «ощелёвана» сосновыми досками, крыша покрыта «гонтою» и увенчана тремя железными крестами, «позолоченных золотом малярным». В ней было девять окон и трое дверей. Иконостас тоже деревянный, «масляными красками украшенный», а в алтаре устроен каменный престол, на котором лежал холстяной антиминс в «литоне тафты белой», освященный для нее митрополитом Киевским Самуилом (Мирисевичем) и каменный жертвенник.

Питая к новой церкви особое покровительство, княгиня Варвара передала в дар ей из своих родовых святынь две иконы: Божьей Матери Ченстоховской и святителя Николая, которые со временем в народе стали почитаться как чудотворные, и два колокола; один 12, а другой 6 пудов, а позже, еще один - полтора пудовый.


[ 4 ]

В «дедичевой фундушовой эрекции», выданной от княгини Варвары 28 марта 1750 г., Николаевская церковь получила значительные земельные наделы. Кроме земли под церковный погост с «кминтарем» (кладбищем - авт.), было «отведено особо место» под дома для церковно- и священнослужителей. «Пахотной земли в 3 руки на 30 дней (по 10 дней на каждую руку).

Сенокоса на косарей 30. Под приселком Малые Низгурчики - «хутор с лесом, гребля с меливом, став рыбный, сад, гумно и два огорода». Все эти земельные угодья за Николаевской церковью утверждены «унитской деканальной визитой». (3 марта 1759 г., 24 декабря 1783 г. и 11 ноября 1789 г.)

В 1770 г. княгиня Варвара умерла, завещав «навечно молиться о дедичах оныя церкве Николае и Варваре». Матвей Радзивил, став новым правителем Бердичева, на помин души своей матери, ходатайствует перед духовными властями, чтобы при Николаевском храме устроить малый престол в честь великомученицы Варвары. Вскоре он получает такое разрешение и накануне 4 декабря 1774 г., дня памяти великомученицы Варвары, малый престол был освящен.

Весной 1775 г. к тем землям, которые были переданы для Николаевской церкви княгиней Варварою, он «сверх того еще добавил от себя пахотных земель во 2-й смене до 30 дней». Все эти земли за Николаевской церковью «урядово утверждены» в правлении Киевских митрополитов 17 марта 1775 г., а 16 марта 1791 г. закреплены за её священниками Андреем Смалько-Дятловичем и Онисимом Костюкевичем.

Так Николаевская церковь на пол века стала для правителей Бердичева - Радзивилов их родовым храмом, о котором они имели особое «владельческое попечение».

Часть 2. Возвращение к благочестию.

После ІІ раздела Польши в 1793 г. и «перехода края от унии к благочестивой отеческой вере», вместе со всем народом православие приняли и некоторые прежде бывшие униатские священники. В числе таковых был священник Николаевской церкви Андрей Смалько-Дятелович.

Рукоположен он был 26 октября 1769 г. Киевским (униатским) митрополитом Фолицианом-Филиппом (Волоткевичем). В 1794 г. он, принял православное посвящение и пройдя практику при Острожском кафедральном соборе направлен Волынской духовной Консисторией «крестовым протоиереем» на прежний Николаевский приход в Бердичев.Так он становится



[ 5 ]

первым православным настоятелем Николаевской церкви (1794-1804). В 1801 г. при ней было 61 двор и 429 душ прихожан.

В 1799 г. была образована самостоятельная Волынско-Житомирской епархия и Николаевская церковь становится приходским храмом в составе Бердичевского благочиния Житомирского повета Волынской губернии и епархии на последующие 45 лет.

С входом Волынской губернии в состав Российской империи, в Бердичев по торговым делам приезжает много купцов из различных российских городов, которые посещают православные храмы. Видя «стесненность и скудость» Бердичевских церквей, которая им досталась из недалекого униатского прошлого, они стараются помочь обновить их и украсить.

Стараниями Московских купцов в Николаевской церкви был заново устроен великолепный пятиярусный (в пять этажей - авт.) иконостас резной работы, «масляными красками и иконописным золотом довольно прилично украшенный». Справа в иконостасе стояла местная икона Спасителя, украшенная «серебряной, совсем вызолоченной ризою с диадемою (короною - авт.) и венцем из серебра, пробы 5-ой и весу 6 фунтов». По левую сторону икона Божьей Матери Ченстоховская, «с держащим на руках младенцем, в серебряной ризе, пестро вызолоченной, с диадемами и венцами серебряными, совсем позолочены, из серебра пробы 12-й и весу 5 фунтов. При сей же иконе три привеси (подвески - авт.) серебряных, серебро 10-й пробы, весу 8 лотов». Над главным ярусом иконостаса шли «иконы двунадесяти годовых праздников Господских; над сими, в шести иконах, изображены праздники шести недель по-Пасце; над сими лик двунадесяти Апостолов, а над сими лик двунадесяти пророков».

Царские врата «прорезной работы», позолочены. «Над вратами - Нерукотворный Образ; над сим Тайная Вечеря; над сим икона Спасителя на Престоле Славы седящаго, над сею же Воплощение Спасово, а горе (на вершине - авт.) Крест с Распятием, резной же работы». Все 10 икон в иконостасе были украшены серебреными венцами «6-й пробы, весом 5 фунтов и 24 лота».

Справа от иконостаса - икона «с изображением Московского собора, обложена по берегам чистым серебром» и великомученицы Варвары. По левую сторону находился отдельно киот, «в коем главная икона храма святителя и чудотворца Николая в одежде серебряной, вызолоченной, пробы 84-й и весу 2 фунта, с таковым же венцем». В церкви были ещё иконы святого великомученика Феодора Тирона, мученика Иоанна Воина, мученицы Параскевы и праведного Иосифа, украшенные «венцами серебряными, совсем вызолоченными, пробы 12-ой, веса по 5 фунтов». В алтаре на горнем месте стояла икона «Спаса во Славе Воскресшаго» в ризе из серебра, позолоченная, пробы 12-ой, веса 5 фунтов».

Калужские, Тульские и Переславль-Залесские купцы в ризницу Николаевской церкви внесли «богослужебные серебреные сосуды, пробы 12-ой, общим весом в 7 фунтов». «Крест напрестольный серебряный на подножии, с корпусом Спасителя вызолоченным, а также все углы и концы подножия позолочены, пробы 12-ой, веса 6 фунтов с шестью финифтями,



[ 6 ]

осыпанный стразами и украшенный десятью крупными аметистами». Евангелие в полном серебряном окладе, весом более 20 фунтов. Художественно украшенную дарохранительницу, с двумя предстоящими Ангелами и держащими в руках рипиды и многие другие церковные сосуды. С переходом народа и церквей края от унии в православие, теперь к ним противоположно меняется отношение местной шляхты. В это вренмя церкви Бердичева терпят притеснения со стороны его владельца Матвея Радзивила. Продолжая оставаться по вере униатом, он теперь все те обширные земельные наделы, которые раньше он и его предки даровали Бердичевским церквям, пытается вернуть их в свое владение.

В 1802 г. он отнял от Николаевской церкви пахотные земли, вместе с хутором, ставком, мельницей и сенокосом. Вместо отобранных земель он выделил земли возле с. Семеновки, в «отдаленном и не выгодном месте», да и «во много меньшем количестве». Через два года он незаконно завладел половиной усадебной земли, передав ее под застройку еврею Гершку Сахновичу. Так Николаевская церковь лишалась почти всех своих прежних земель.

14 февраля 1804 г. протоиерей Андрей Дятелович умер. Указом епископа Волынского и Житомирского Варлаама (Шишацкого) наблюдение за Николаевской церковью было возложено на настоятеля Троицкой церкви и благочинного Бердичевских церквей протоиерея Иосифа Элита-Зелинского. Тогда он остался единственным священником в Бердичеве и стал настоятелем сразу для всех трех Бердичевских церквей. Так он становится вторым настоятелем Николаевской церкви (1804-1806).

Протоиерей Иосиф Зелинский старался «отстоять церковное достояние» и «оспаривал незаконное притязание на церковные земли» со стороны владельца Бердичева. Через неоднократное обращение его в различной инстанции суды он все же добился возбуждения дела против помещика Радзивила. «Урядовым порядком» через Житомирский поветовый Земский суд Николаевской церкви были возвращены занятые владельцем церковные земли и оспорено решение князя «взымать чиншу» в свою пользу. Церковь заключила договора об аренде погреба с Пейсхом Михелевичем и церковного дома с Гершком Сахновичем на сумму 47 червонцев в год. Такой поворот дел принес значительный достаток для церкви. Дело об отнятых пахотных землях с хутором и ставом рассматривалось в различных судах еще на протяжении 8 лет и только 13 июля 1816 г. «оныя земли и угодия паки (снова - авт.) возвращены в первобытное владение церкви», но с «обидою для нея».

Приезжая в Бердичев по торговым делам, «иногородние купцы» сетовали о том, что нет здесь «достойных церквей», какие они имели у себя на Родине. С предложением построить в Бердичеве новую каменную церковь они обратились к местному благочинному протоиерею Иосифу, заверяя его в своей помощи. Эти желания купцов благочинный донес епископу Варлааму. Рассмотрев все предложения, Волынская духовная Консистория 28 февраля 1805 г. указом «препоручила отцу Иосифу Зелинскому» начать строительство новой каменной церкви на месте ветхой Успенской церкви. Сразу же против этого строительства «воспротивился князь Радзивил

[ 7 ]

и окрест живущие евреи», которые начали уже активно застраивать ее земли. Начались долгие судебные разбирательства.

Видя в лице отца благочинного Иосифа Зелинского твердого защитника «церковного достояния», Матвей Радзивил 12 мая 1806 г. обращается к новоназначенному епископу Волынскому и Житомирскому Даниилу (Натток-Михайловскому) с письмом, в котором просит: «так как в собственном моем владении церкви Николаевская и Успенская, по умертви бывшаго при оной настоятеля Дятиловича, находится более уже 2-х лет без пастыря, под наблюдением токмо одного отца благочиннаго, наместника Вашего Иосифа Зелинскаго, за нужное почел, яко владелец онаго местечка, просить особо для них наблюдателя».

21 мая 1806 г. для наблюдением за Николаевской и Успенской церквями и местным благочинным направляется «выпускник Волынской духовной семинарии, смотритель и учитель высших риторических классов, присутствующий священник Консистории иерей Марк Варжанский». В рекомендательном письме к Радзивилу епископ написал, что он «муж ученый и добродетельный...на него, Ваше Сиятельство, воззрите со свойственным Вам человеколюбием, милостию и благоволением. В письме Вашем ко мне другаго намерения и желания надеюсь Вы не имели, как токмо, дабы иметь достойнаго при оных церквах пастыря, каковаго точно препровождаю при сем иерея Марка Варжанского». Он стал третьим настоятелем Николаевской церкви (1806-1809). В 1806 г. она насчитывала 75 дворов и 569 душ прихожан. Священник Марк Варжанский продолжил дело «защиты церковного достояния». При нем была начата подготовка к постройке при церкви отдельной колокольни. Но вскоре он был переведен на другой приход в с. Дидковичи Житомирского повета.

2 августа 1809 г. благочинным и «надсматривающим Николаевскую и Успенскую церкви» направляется самый выдающийся выпускник Волынской духовной семинарии священник Григорий Рафальский, впоследствии ставши, архимандритом Антонием, наместником Почаевской лавры, архиепископом Варшавским, митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским и членом Святейшего Синода. В указе на его назначение говорилось: «как в Бердичеве всегда бывает великое и в знаменитости отличное по коммерции знатных разного звания людей собрание, по торговли собранных, а многия из таковых имеют и всегдашнее в нем жительство. Каковое обстоятельство, а равно и постановление по производящемуся делу от князя Радзивила отобранных им от Бердичевских церквей вышеписанных церковных фундушовых земель и других угодий требует необходимаго оных церквей наблюдателя всегдашняго личнаго тамо его пребывания». Он стал четвертым


[ 8 ]

настоятелем Николаевской церкви (1809-1810). Николаевская церковь в 1809 г. насчитывала 67 дворов и 447 душ прихожан.

Прибыв в Бердичев, священник Григорий Рафальский продолжил «дело защиты церковного достояния» и принялся за постройку новой колокольни. Но совсем мало выпало потрудиться на Бердичевской земле, в будущем, этому знаменитому церковному деятелю. Уже к началу учебного года епископ Даниил потребовал священника Григория в Острог, «для преподавания в семинарии и ея обустройства», а также для помощи ему в управлении епархией, «без удаления от надсматривающей должности Бердичевских Николаевской и Успенской церквей...

А на время отсутствия священника Григория в м. Бердичев определить наблюдателем указанных церквей находящегося таковаго ныне в м. Бердичеве безместнаго священника Августина Мачульского», который фактически и стал настоятелем Николаевской церкви в эти годы.

16 декабря 1809 г. был «заключен контракт со шляхтичем мурмайстром (каменщиком - авт.) Иваном Андреевым», который «собственным своим материалом обещался построить колокольню по поданному ему плану, содержащую в себе, включая стены, 12 аршин длины и ширины и 30 аршин высоты за 530 червонцев».

30 июня 1810 г. в м. Бердичеве возник большой пожар, который принес урон Успенской и Николаевской церквям. На земле Николаевской церкви сгорел до основания дом, который сдавался в наем и чуть было от него не пострадала и сама деревянная церковь.

9 июля 1810 г. для наблюдения к Николаевской и Успенской церквам был назначен выпускник Волынской семинарии священник с. Чернятин, Заславского повета Петр Дунин-Борковский. Он стал пятым и самым многолетним настоятелем Николаевской церкви (1810-1848). В 1810 г. при ней было 56 дворов и 438 душ прихожан. Отец Петр Борковский продолжил дело своих предшественников по «защите церковного достояния». Он оберегает церковные земли от застройки, но это ему становилось все труднее исполнять, имея «в надсматривании» сразу две церкви.

18 декабря 1811 г. он подает рапорт новоназначенному епископу Волынскому и Житомирскому Стефану (Романовскому) в котором пишет: «прошу покорнейше, как я сам безпомощен обуздать управлением по упорном застраивании церкви Успенской принадлежащаго грунта жидовкою Кенею Эткою Деревичевою и Аароном Бейлишем, то я прошу дать мне законную на то помощь».
10 сентября 1813 г. «на праздный и безпретязательный Успенской церкви приход» назначается протоиерей Григорий Колюмна-Вигура. В Указе на его назначение говорилось: «дозволяется ему, через местнаго благочиннаго принять Бердичевскую Успенскую церковь со всею ея наличностию, пашенными и сенокосными грунтами и прочими угодиями, документы на оныя, ревизийныя сказки, церковные дела и реестры о суммах».

Священник Петр Борковский остался «надсматривать» одну Николаевскую церковь. Он доводит до конца судебное дело, начатое против правителя Бердичева, протоиереем Иосифом

[ 9 ]

Зелинким, в бытность его еще настоятелем Николаевской церкви, «о незаконном завладение им землею Николаевской и Успенской церквей». В 1816 г., благодаря рассмотрению дела против Радзивила самим сенатором графом Сиверсом при инспектировании им Волынской губернии, ему пришлось и вовсе все отнятые земли от Бердичевских церквей снова им возвратить.

В 1811 г. для Николаевской церкви Радзивил, чтобы хоть как то наладить свои отношения с Бердичевскими церквями, передает землю под кирпичный завода. В «фундушевой Генеральной Визите», выданной им говорилось: «Я, Матвей Радзивил, князь Св. Государства Римскаго, князь на Орлыке, Межвижу и Клецку, граф на Шидловце, Мирже и Крозах, а на Бердичеве, Быстрике, Семеновке, Гришковичах, Низгурчиках, Дубовце и Житинцах господин и владелец, действительный Статский советник императорского экономического высшего общества, член ордена Св. Анны первого класса, Св. Владимира третьего и Губерта кавалер, велю всем, кому о том ведать надлежит, что я землю на предместечке Бердичеву, как Малые Низгурчики называемы, с избами, шопками, с начавшейся строиться шурою и со всем тамо лежащим деревом на кирпичный завод, для Николаевской церкви и господина наместника ея Петра Борковского, без платежа никакого обыкновеннаго чинша для экономии моей, уступил».

Видя, что вопрос о строительстве Успенской церкви увяз в судебных разбирательства, отец Петр Борковский предлагает начать строительство нового каменного храма в Бердичеве на месте Николаевской церкви. Так 15 февраля 1814 г. он подает в Консисторию прошение, в котором пишет, что: «приходская наша в местечке Бердичеве Николаевская церковь деревянная и очень тесная и старая, потому мы с согласия всех прихожан вознамерились на месте оной, деревянной, построить на том же месте и в то же именование с пределом во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы церковь новую каменную, для чего и несколько уже материалу в готовности имеется». Но это желание также не нашло поддержки как со стороны владельца, так и со стороны окрестных евреев.

С 1816 г. отец Петр Борковский за болезнью благочинного протоиерея Иосифа Зелинского «определяется исправлять должность благочинного», а в 1818 г. «утверждается в оной», которую он исполняет на протяжении трех лет.

СвященникПетр Борковский берет разрешение в Консистории на проведение ремонтных работ в Николаевской церкви и устройстве в ней деревянного престола и жертвенника, вместо прежних каменных и неудобных. Указом 29 ноября 1818 г. ему разрешается их и «по установленному чиноположению» освятить.

9 сентября 1819 г. для Бердичева стало особо знаменательным днем. В этот день была открыта первая в городе школа -


[ 10 ]

Приходское духовное училище. В указе Училищного комитета при Святейшем Синоде говорилось, что «сему, споспешествовал Бердичевской Николаевской церкви священник Петр Дунин-Борковский, кончивший в Волынской семинарии курс богословского учения с успехом изрядным, и движимый ревностью к наукам, быв притом бездетен, объявил охотное согласие поместить оное училище в довольно выгодном для сего, занимаемом им церковном священническом доме».

Священник Петр Борковский был утвержден в училище его «смотрителем» и учителем для учеников 2-го класса. В училище было набрано 11 детей из семей священно и церковнослужителей по всей округе. Училище просуществовало при Николаевской церкви 4 года, а потом было переведено в более просторный дом при Троицкой церкви, где и находилось до закрытия в 1845 г.

В 1821 г. у Бердичевских церквей владельцем вторично отнимаются их прежние земли. Для рассмотрения этого вопроса Консистория направляет специальную духовную комиссию во главе с поветовым протоиереем Василием Малеванским. Больше трех лет продолжались ее выездные заседания. В связи с тем, что Николаевская церковь находилась рядом с уже строящейся Успенской церковью, которая должна была стать соборным храмом для Бердичева, комиссии так и не удалось отстоять за ней ее прежние фундушами наданые земли. «Высочайше утвержденным» первым Генеральным планом застройки Бердичева 1825 г. «усадебная земля Николаевской церкви отходит под городскую площадь, посреди которой назначено в будущем и церковь новую строить».

В 1824 г. проходит церковно-административная реформа, по которой были описаны все приходские храмы, которым от их состояния и положения присваивалась классность. По причине близкого расположения к собору, Николаевской церкви классность не присвоили и она не была вписана в реестр «парохияльных церквей» епархии. Священник Петр Борковский еще некоторое время оставался при ней настоятелем. Он организовывает в Бердичеве «Общество по изучению Священного Писания», становится действительным корреспондентом, а затем и директором Бердичевского комитета Волынского отделения Российского Библейского Общества.

В 1828 г. усадебная земля Николаевской церкви была разбита под площадь и улицу. За ней остался только «церковный погост с кминтарем и грунт под 5-тью избами для церковно- и священнослужителей». В этом же году отец Петр обновляет новыми колоколами звонницу Николаевской церкви. Для этого он организовывает сбор денег и меди. Настоятель Успенской церкви протоиерей Феофил Новицкий передает для нее два разбитых колокола из Успенской церкви. Было собрано 131 руб. серебром и 57 пудов меди. Житель Подольской губернии г. Винницы дворянин Павел Александрович, перелил собранную медь в большой новый колокол. Теперь Николаевская церковь имела 7 колоколов: 52, 16, 6, 4, 2 пудовые и 18, 14, 10 фунтовые.

Пожар, случившийся в 1830 г. принес урон для Николаевской церкви. Сгорели два дома, сдаваемые в наем. Чудом уцелела сама деревянная церковь.


[ 11 ]

В 1834 г. Николаевская церковь окончательно теряет свою самостоятельность в управлении и стаётзаштатной церковью, приписаной к Успенскому собору. Священник Петр Борковский продолжал служить в ней простым священником до своей кончины в 1848 г. После него священников к Николаевской церкви уже больше не назначают. Богослужения в ней «по чреде» совершают священники из Успенского соборного храма, а настоятель собора становится настоятелем и для всех приписанных к нему церквей. (Св. Николаевской в м. Бердичеве и св. Покровской в д. Быстрике).

В 1844 г. местечко Бердичев вместе с окрестными селениями выводят из состава Волынской губернии и епархии. Бердичев стает самостоятельным поветовым городом, но уже в составе Киевской губернии и епархии. В таком качестве он оставался на протяжении 73-х лет.

К началу ХХ в. на месте прежних деревянных церквей в Бердичеве были уже построены новые величественные каменные храмы и только одна Николаевская церковь оставалась в нем единственным маленьким деревянным храмом. Но благодаря именно тому, что она так долго не перестраивалась, мы имеем редкую возможность видеть сегодня ее в первозданном виде на старинных фотографиях.

Часть 3. Строительство каменной церкви.

ХХ столетие открыло новую веху в истории Николаевской церкви.

В начале 1902 г. прихожане и причт Николаевской церкви перед Киевской Консисторией подняли уже в который раз вопрос о необходимости построить каменную церковь. Епархиальному архитектору был заказан проект. С избранием в 1903 г. церковным старостой Василия Григорьевича Иванова дело о строительстве новой церкви набирает своего реального воплощения. Он ищет себе сторонников и единомышленников среди различных слоев населения Бердичева и начинает понемногу собирать средства и заготавливать строительный материал.

24 октября 1905 г. состоялось учредительное собрание духовенства и мирян для образования Строительного комитета по постройке новой Николаевской церкви. Председателем его был избран заведующий военной мукомольней ротмистр Иван Петрович Быков. «Товарищем председателя» избран священник соборный Успенской церкви Пантелеимон Мелешко, которому было поручено вести все дела по комитету. Казначеем избран староста Николаевской церкви Василий Иванов.

Свое первое заседание Строительный комитет провел 30 октября 1905 г. Началось оно после ранней Литургии с «молебна о даровании помощи Божьей в святом деле строительства нового храма» перед образом святителя Николая с участием духовенства Бердичевских церквей и при большом стечении верующих. По многочисленным просьбам молящихся, в Строительный комитет были избранны почетные члены. Единогласным желанием всех присутствовавших первым и главным почетным строителем и молитвенником избран Кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев, который сегодня прославлен церковью в лике святых. Почетными членами Комитета

[ 12 ]

избраны правители Бердичева Иван и Митрофан Радзивилы, начальник края генерал Владимир Сухомлинов, городской голова Иван Савицкий, генерал Андрей Косич, полковник Андрей Корнилов, граф Александр Бобриков, председатель дворянства Владимир Маклашевский и другие знатные особы города. Главным вопросом, который требовал неотлагательного разрешения, и который уже многие годы рассматривался на разных уровнях и в разных инстанциях, но который так и не был окончательно еще решен, был вопрос о месте предполагаемого строительства.

Мнения разделились. Соборное духовенство высказалось в пользу строительства на новом месте «находя, что постройку церкви следует произвести в более отдаленной части в виду того, что по отдалению от собора и Николаевской церкви, народ не может посещать таковых... и живущие в удалении имеет большую потребность в ней». Большинство прихожан настояло на строительстве новой церкви на ее прежнем месте, как более выгодном и что они готовы перетерпеть все неудобства строительного периода, посещая в это время другие церкви. Комитет принял окончательное решение: 1) строить новую Николаевскую церковь на месте прежней деревянной.

Вторым был вопрос, какую именно строить церковь. После обсуждения Комитет вынес свое постановление: 2) «церковь строить каменную, вместительностью до 800 человек, в Византийском стиле с двумя куполами: один центральный, а другой для колокольни,... чтобы сметы простирались от 40 до 45 тысяч рублей вчерне». Было предложено обратиться к частному Киевскому инженеру Николаю Черкасскому и архитектору Александру Полтавцеву, чтобы они приготовили проект, но выяснилось, что еще в 1902 г. причт Николаевской церкви обращался с просьбой к епархиальному архитектору. Рассмотрели вопрос о средствах, которыми располагает церковь, и какие могут быть статьи дохода для финансирования строительства. Церковный староста Василий Иванов доложил, что собрано чуть более 16 тысяч рублей, что явно не достаточно для начала строительства. Для сбора пожертвований избраны «соревнователи» из числа активных прихожан и решено «изготовить и разослать воззвания». Для выяснения дел по поводу проекта церкви в канцелярию был командирован член комитета поручик В. Кирилов.

На втором заседании Комитета 7 ноября 1905 г. Кирилов доложил, что еще 25 ноября 1902 г. Киевским епархиальным архитектором


[ 13 ]

Евгением Федоровичем Ермаковым был разработан проект и изготовлен план и подрядные условия для строительства новой церкви, заказанный ему причтом и прежним церковным старостой.

На очередном заседании 14 ноября были рассмотрены оба проекта и после их обсуждения проект, подготовленный епархиальным архитектором Евгением Ермаковым «сочли более удобным и выгодным», чем проект Полтавцева и Черкасского, причем Ермаковым уже был изготовлен и сам план постройки. Его то и решено было принять. Архитектору предложено «приспособить проект к месту постройки» и поручено «производить наблюдение за строительством». 15 февраля 1906 г вся необходимая документация была архитектором предоставлена, рассмотрена на комитете и принята к утверждению.

На 24 марта были «назначены торги на отдачу строительства в подряд», но к сроку никто из подрядчиков не изъявил желания взяться за работу. Повторные торги прошли 12 апреля. На них уже прибыли подрядчики: крестьянин Михаил Красиков из Винницы, мещанин Евтропий Максимович из Житомира и мещанин Емельян Никитич Литвинов из Киева. Им была прочитана «составленная на этот предмет кандиция и предъявлены планы и сметы постройки». После рассмотрения проектов и их обсуждения, подрядчики соглашались принять, но только «с надбавкою по смете; один на 10%, другой на 12%. Литвинов выставил сумму в 49 тысяч рублей». Комитет принял решение: «поскольку работы противу сметы и так значительно увеличены, и что самую выгодную цену предлагает Емельян Литвинов, аккуратность и добросовестность которого в выполнении работ удостоверил епархиальный архитектор Ермаков, то постройку новой Николаевской церкви в г. Бердичеве, согласно плана, сметы и кондиции, оставить за ним».

16 мая благочинный священник Вячеслав Бычинский на заседании Комитета зачитал Указ духовной Консистории, которым «утверждается предложенный план постройки новой каменной Свято-Николаевской церкви в г. Бердичеве...и Его Высокопреосвященство, митрополит Киевский Фловиан дает Архипастырское свое благословление на строительство». Также он передал печать и все необходимые документы на деятельности Строительного комитета, присланные из губернии.

В воскресенье 21 мая была отслужена последняя Божественная литургия. Храм в этот день не смог вместить всех молящихся. Народ пришел проститься с Николаевской церковью, которая вот уже на протяжении 160 лет была местом их сердечных молитв.

В понедельник 22 мая в 4 часа пополудни был соборно отслужен молебен перед иконой святителя Николая и крестным ходом перенесен св. Антиминс Николаевской церкви и положен на престоле Успенского соборного храма. Туда же были перенесены все иконы и святыни Николаевской церкви. А утром 23 мая деревянная церковь была разобрана. Для престола и иконостаса устроено временное хранилище.

К 3 июня место для постройки церкви было во всем расчищено и приготовлено. После положенного молебна на основание церкви, состоялась закладка освященного первого камня в

[ 14 ]

устройство фундамента. Комитет решил в «каждый воскресный день после поздней обедни в соборе собираться на месте постройки новой церкви и иметь суждения о делах строительства». 9 июля Строительным комитетом были «осмотрены работы по укладке фундамента и, найдя их вполне хорошими, он вынес признательность строителям» с выплатой часть оговоренной платы. А уже 6 августа началось возведение каменных стен.

Сразу же выявилась нехватка денег для успешного продолжения строительства. Архитектор торопит Комитет в «преискании дополнительных средств», в виду наступления осени. Председатель комитета ротмистр Иван Быков предпринимает самые решительные действия для собирания пожертвований. Он добивается разрешения у Киевского губернского Лесохранительного комитета на вырубку леса, «причитающийся церкви за квитком городской управы» и продет его в пользу строительства. Ходатайствует он «в Комитет по образованию пожарного капитала Киевской епархии» о срочном займе в 15 тысяч рублей. Он задействует все свои знакомства и командирует священника Пантелеимона Мелешко в Москву, где находит сердечный отклик у фабриканта Митрофана Рукавишникова и привозит от него щедрое пожертвование. Ездил священник Пантелеимон в Калугу, Тулу, Нежин, Малоярославец и в другие города к фабрикантам и откуда привозил немалые средства. Из Киева он привез 5 тысяч рублей, которые некогда фабрикант Л. Беридей завещал дать на новую Николаевскую церковь в Бердичев после возведения для нее фундамента. Как все признали на Комитете, в большей степени только благодаря самоотверженным действиям Ивана Быкова и священника Пантелеимона Мелешко стало возможным до наступления холодов, в срок выстроить стены новой церкви.

2 ноября строительный сезон 1906 г. был окончен, но уже 25 февраля 1907 г. началась заготовка материалов и проведены подготовительные работы для продолжения строительства. С 12 марта началось возведение колонн, сводов и установки куполов, с 28 июля устраивалась кровля крыши. 9 октября «после покраски еще раз крыши и куполов светло-серым колером» были, наконец, сняты деревянные леса и Николаевская церковь предстала в своем новом виде.

Строительный сезон 1908 г. начался 3 марта с внутренних работ и настилания деревянного пола. К 11 июля почти все запланированные работы были окончены и на новую колокольню были подняты ее прежние колокола.

12 августа рассмотрены предложения резчиков по устройству нового иконостаса: от Сомавила из Харькова, Герасимова из Москвы, Мурашка из Киева и братьев Чухновых. Наибольшее одобрение получил проект Мурашка из Киева. Ему было предложено детально разработать проект иконостаса и составить смету, но по не выясненным причинам он так и не предоставил свой проект в срок. Тогда решено было временно перенести старый иконостас и престол в новую церковь и разобрать окончательно их хранилище.



[ 15 ]

К осени внутренние работы подходили к завершению. Требовалось «обустроить ограду по фасаду Белопольской улицы, устроив четыре каменных столба: два от калитки до главного входа, другие два от правой дорожки до южных ворот, и сделать планировку церковного погоста высыпкою песком», а вокруг церкви для прохода прихожан устроить деревянный тротуар.

На заседании 7 сентября Строительный комитет поручил принять новую церковь и все ее имущество Духовному ведомству в лице священника Пантелеимона Мелешко и церковного старосты Иванова. До освящения церкви образ святителя Николая решено было установить у ворот церковной ограды с кружкою для сбора пожертвований.

9 ноября 1908 г. состоялось последнее заседание Строительного комитета, на котором священник Пантелеимон сообщил, что постройка новой каменной церкви завершена, вся необходимая подготовка для её освящения выполнена. Архитектор отчитался за средства, которые были израсходованы на строительство. По смете 1905 г. «предположительно на постройку церкви планировалось израсходовать 44 тыс. руб. После торгов 1906 г. постройка церкви была сдана в подряд за 49 тыс. руб. Еще дополнительно израсходовано 4 тыс. руб. Таким образом, строительство церкви обошлось более 53 тысяч руб.»

В журнале заседаний Комитета была сделана последняя запись: «Строительный комитет в сознании своих трудов и жертв, понесенных каждым ее членом на построении Николаевской церкви, признал своим правом назначить день освящения церкви. А так как владыка митрополит за частыми выездами его по церковным делам в Священный Синод не может лично освятить церковь, то ходатайствовать перед ним о препоручении освятить ее Преосвященнейшему Павлу, епископу Чигиринскому, первому викарию Киевской епархии 30 ноября сего года».

«Выразить благодарность и отослать в их адрес от лица всех членов Строительного комитета чувство глубокой признательности бывшему почти до последнего времени председателем Строительного комитета ротмистру Ивану Петровичу Быкову, как главному двигателю всех дел по постройке Николаевской церкви, своим благоразумием, находчивостью, советом и неутомимой энергией в изыскании средств, личных и посторонних, и как наиболее потрудившемуся в построении церкви. Бывшему члену комитета штабс-капитану Валерьяну Васильевичу Кириллову, за его самоотверженное участие в ведении обширного


[ 16 ]

письмоводительства по делам Строительного комитета и особенно усиленному собирании доброхотных подаяний на строительство. Ходатайствовать перед преосвященным Павлом о поощрении старосты сего храма Василия Иванова видимым знаком своей Архипастырской благодарности и признательности за многие понесенные им личные труды».

Были упомянуты с благодарностью и все те, кто помогал делу строительства новой церкви. «Соревнователи», собиравшие «народную копейку», житель Бердичева Павел Петрович Ямщиков, который внес 1 тыс. руб. «по словесному завещанию отца его, завещавшаго оныя на окончание постройки, за условие молиться о покойном», помог и Лейба Мурованский, выкупивший весь церковный лес «по выгодной для церкви цене».

«29 и 30 ноября 1808 г. Бердичев стал свидетелем великого торжества.

Преосвященнейший Павел (Преображенский-авт.), епископ Чагиринский, приехал на освящение нового Николаевского приписного к собору храма. Прибыл владыка в Бердичев почтовым поездом к 4 часам вечера 29 ноября. Весь город был украшен флагами, а улицы переполнены народом.

Прямо с вокзала владыка сперва направился в главный городской храм - Успенский собор.

На приветственную речь священника Николая Грацианскаго преосвященный Павел сказал несколько теплых слов, выразив при этом особую радость, в виду предстоящего освящения новосооруженного храма. После обычной встречи в соборе, преосвященный, в преднесении чудотворной иконы святителя Николая, при участии собора из 12 священнослужителей, проследовал крестным ходом в новую Николаевскую церковь. Здесь было совершено торжественно всенощное бдение, а ранним утром 30 ноября, в воскресение, благочинным и настоятелем собора священником Вячеславом Бычковским был освящен престол в приделе нового храма во имя св. великомученицы Варвары, а уже пред поздней литургией епископ Павел освятил и главный престол Николаевской церкви.

Не только довольно обширный новый храм, но и погост, к нему прилегающий, не мог вместить всех желающих присутствовать при столь редком для провинции торжественном архиерейском освящении храма». Во время причастного стиха соборный священник Павел Кисилевич сказал приличное сему случаю слово. После божественной литургии владыка обратился к присутствующим в храме с глубоко прочувственной речью, в которой, указал на значение храма для всякого христианина, приглашая их усердно посещать его, в надежде найти здесь утешение среди житейской суеты и душевной тревоги. Не смотря на утомление после


[ 17 ]

продолжительного богослужения, преосвященный более часа благословлял народ, в большой массе собравшийся, по случаю воскресного дня из окрестных селений. В 3 часа дня владыке, духовенству, участвовавшему в освящении храма, высшим представителям власти и почетным прихожанам предложена была в покоях настоятеля собора скромная трапеза. В 6 ч. вечера того же дня преосвященный, при участии того же духовенства, совершил торжественную вечерню с акафистом Божией Матери. Собор был переполнен молящихся. «После вечернего чая и сердечной беседы с духовенством в покоях того же настоятеля собора, владыка отбыл с ночным поездом обратно в Киев, напутствуемый благожеланиями духовенства и высших чинов города» - так описывает освящение новой Николаевской церкви непосредственный ее участник соборный священник Николай Грацианский.

Но совсем малое время выпало новопостроенному храму благоукрашаться и радовать сердца людей.

Часть 4. Ветры революции.

Октябрьский переворот 1917 г. в корне изменил прежний ход церковной жизни. Декретом советской власти все церкви были национализированы, новой властью духовенство подверглось репрессиям. Гражданская война привнесла в церковь раздоры и нестроения. Под видом помощи голодающим из церквей были изъяты все ценности.

31 октября 1921 г. Николаевская церковь передается советской властью для проведения богослужений епископу Липовецкому и Бердичевскому Александру (Чекановскому). 11 сентября 1922 г. он уклоняется от церковного единства и переходит в обновленческий раскол с титулом епископа Бердичевского и Уманского, став членом Всеукраинского Высшего Церковного Управления. В 1924 г. он уже архиепископ, викарий Киевской митрополии, а в январе 1925 г. он стает и членом Всеукраинского Обновленческого Синода. С 1921 по 1924 гг. епископ Александр проживает в Бердичеве при Николаевской церкви, которая стала для него кафедральным собором. За это время многие приходы в округе переводят за ним в обновленчество. После избрания архиепископа Александра в 1928 г. митрополитом Киевским и Галицким он возглавил обновленческого раскола на Украине. Теперь его кафедральным собором становится Притисско-Николаевская церквь в Киеве.

На свое место в 1925 г. он ставит епископом Бердичевским, викарием Житомирской епархии (обновленческой) Андрея (Одинцова).


[ 18 ]

4 февраля 1930 г. «постановою президії Бердичівського ОкрВиконКому, за клопотанням українців, поляків та росіян» были сняты с Бердичевских церквей колокола и переданы в фонд индустриализации Украины.

В 1935 г. епископом Бердичевским (с 1936 г. архиепископ), викарием Житомирской епархии (обновленческой), становится Мелетий (Фомин).

Но не долго пользовались обновленцы лояльностью к ним советской власти. Наступили кровавые для церкви 1937-1938 гг., когда все духовенство, без разбору по их различиям, подверглось жестоким репрессиям со стороны советской власти. Уже 9 февраля 1938 г. был арестован епископ Мелетий со всем духовенством Бердичевских церквей и района. И отправлены по лагерям.

7 апреля 1938 г. ОргКомитет ВЦИК по Житомирской области принимает решение «про закриття молитовного будинку Миколаївської церкви в м. Бердичіві та передача його для культ потреб трудящих».

Церковное имущество сразу же было разграблено, иконы, книги уничтожались и выбрасывались. От храма остались только пустые стены, окна и двери. Главная святыня Николаевской церкви - старинный чудотворный образ святителя Николая при загадочных обстоятельствах таинственно исчез.

Вначале Николаевскую церковь советская власть пытались использовать как агитационный «пролетарский кинематограф» для борьбы с «религиозным опиумом» для народа, но стараниями родителей, молодежь удержалась ходить в него. План «пролетарского кинематографа» не сработал так, как власть его задумывала. Затем храм использовали в основном как зернохранилище, склады и для разных многочисленных в то время контор. Пять лет стояла Николаевская церковь молча без колокольного звона, без крестов на куполах, без проведения ремонтных работ, разрушаясь на глазах, но все таки она стояла.

Часть 5. Дорога к храму.

Открылась Николаевская церковь уже во время немецкой оккупации.

С февраля 1942 г в ней начал регулярно совершать богослужения назначенный епископом Бердичевским, викарием Житомирской епархии Леонтием (Филипповичем) на Николаевский приход протоиерей Николай Зелинский.


[ 19 ]

В мае 1945 г. Николаевская церковь была официально зарегистрирована как приходской храм и новоназначенный ее настоятель протоиерей Феодор Завальницкий с 1 августа 1945 г. начал дело по ее восстановлению.

В январе 1947 г. благочинным Бердичевского округа и настоятель Николаевской церкви направляется управляющим Житомирской епархией епископом Александром (Виноградовым) протоиерей Антоний Хотовицкий. В 1958 г. он принимает монашеский постриг с именем Алипий и поставляется епископом Полтавским и Кременчугским (с 1964 г. архиепископ), а с 1966 г. по 1975 г. он архиепископ Винницкий и Брацлавский.

Некоторое время настоятелем Николаевской церкви был секретарь Житомирской епархии протоиерей Николай Васьковский.

С 22 сентября 1964 г. по 23 ноября 1970 г. священник Николаевской церкви протоиерей Василий Кобелюк, который в последнее время был духовником Житомирской епархии и настоятелем Николаевской церкви на Смолянском кладбище в г. Житомире.

С 10 марта 1972 г. по 1985 г. настоятелем Николаевской церкви епископом Житомирским и Овручским Паладием (Каменским) направляется выпускник Ленинградской духовной Академии протоиерей Василий Бех. При нем был в церкви произведен капитальный ремонт, перекрыта новым железом крыша на церкви, стены расписаны священными изображениями святых, устроены типовый иконостас, и свешены новые паникадила, подведена вода, газ и устроено водяное отопление церкви.

С 1985 по 1887 г. настоятелем был протоиерей Василий Савлин.

С 18 ноября 1987 г. настоятелем Николаевской церкви и благочинным Бердичевского округа назначается епископом Житомирским и Овручским Иоанном (Боднарчуком) протоиерей Григорий Боднарчук. В 1994 г. он овдовел и принял монашеский постриг с тем же именем, с 1995 г. - архимандрит. При нем начало возрождаться церковная жизнь уже в новых исторических условиях; богослужения начали проводиться ежедневно, увеличился штат духовенства, организовался профессиональный церковный хор, устроен новый иконостас и обновлены росписи икон, обустроилась церковная территория. 9 февраля 1996 г.он скоропостижно скончался и был похоронен на церковной территории спереди и левее Николаевской церкви.

16 февраля 1996 г. настоятелем Николаевской церкви и благочинным Бердичевского округа епископом Житомирским и Новоград-Волынским Гурием (Кузьменко) направляется протоиерей Виталий Бойков.

20 апреля 1996 г. грамотою митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) приходская Николаевская церковь возведена в ранг собора и стала вторым соборным храмом в составе Житомирской епархии, после Житомирского Преображенского кафедрального собора.

Такова 160-летняя история Свято-Николаевской маленькой деревянной церкви и 100-летняя история новой каменной церкви, а теперь уже и главного соборного храма, который и сегодня продолжает оставаться центральным украшением нашего города.


© Настоятель Свято-Троицкой церкви г. Бердичева протоиерей Михаил Гоюк*
*При перепечатке материалов ссылка на автора обязательна.