Синагога рэба Либера Великого в Бердичеве
Авраам Рехтман

«Еврейская этнография и фольклор» /Воспоминания об этнографической экспедиции под руководством Ш.Ан-ского

(Буэнос-Айрес 1958)

Синагога рэба Либера Великого в Бердичеве


(сс.57-59)
Очень красивую задушевную легенду рассказывают бердичевские евреи о старой синагоге, носящей имя р. Либера Великого. Цадик1 р. Либер* жил во времена Баал Шем Това2. Он был на несколько лет старше Бешта и даже пережил его. Бешт считал его великим цадиком и оказывал ему большой почёт. О нём он говорил: «Есть цадики, удостоенные откровения пророка Элиягу. А здесь наоборот -  пророк Элиягу удостоился откровения р.Либера.» Бешт несколько раз в году приезжал в Бердичев, чтобы встретиться с р. Либером и, самое главное, окунуться в его микву3. Верили, что вода в микве р. Либера является целебной для тех, кто страдает глазными болезнями, и больные приезжали издалека для погружения в его микву.
По преданию, р. Либер был высокого роста, буквально на голову выше всех окружающих. Густые свисающие брови заслоняли глаза. Когда ему нужно было посмотреть на кого-то, он поднимал пальцами брови, а затем снова опускал их. Длинная густая борода опускалась ниже пояса. Бороду он никогда не расчёсывал, опасаясь потерять даже один волосок.
Рассказывают, что однажды, находясь у него в гостях, Бешт попросил р. Либера , чтобы тот разрешил расчесать пальцами его бороду. При этом Бешт ручался своей долей на том свете, что не выпадет ни один волосок. Но р. Либер не согласился. Одна старая синагога в цетре Бердичева носит его имя после такой истории.
По будням р. Либер имел обыкновение совершать обряд минхи4 в чистом поле. Однажды, когда он, погружённый в молитву, стоял в поле под деревом, мимо проезжал граф. Увидев еврея, качающегося в молитве под деревом и даже не замечающего его, он стал щёлкать кнутом и орать: «Жид! Жид!» Но р. Либер был погружён в молитву, и до его ушей не доходили ни щёлканье кнута, ни крики графа. Он продолжал стоять и читать молитву. Граф пришёл в ярость: «Какая наглость!» Своему погонщику и лакею он велел передать еврею, чтобы тот подошёл к карете. Слуги звали, но р. Либер их не слышал. Тогда граф приказал привести еврея силком. Слуги приволокли его и поставили перед своим хозяином. Граф негодовал, ругался, но р. Либер не отвечал. Тогда он схватил кнут и начал жестоко хлестать р. Либера. Но р. Либер, даже не поморщившись, продолжал молитву. Графа поразила стойкость р. Либера. Разве можно переносить такие истязания, ни разу при этом не застонав? Он опустил  кнут. На смену злости пришло любопытство. Граф приказал отвести еврея назад к дереву, а сам уселся в карету и стал терпеливо ждать.

1 Цадик - у хасидов святой раввин, духовный вождь
2 Баал Шем Тов - основатель хасидизма, цадик, часто называемый по аббревиатуре Бешт
3 Миква - ритуальный бассейн
4 Минха - послеполуденная молитва