Воспоминания. У колыбели Бунда
стали глотать наши рабочие эти простые понятные книжки?! Наша просветительская работа пошла гораздо живее, и на собрании во время празднования Симхэс-Тойрэ в 1900 г. присутствовало уже сто человек.

Так мы вследствие простой необходимости, без теоретических размышлений и «самоопределения» в национальном вопросе вышли на бундовский путь ради социал-демократической цели.




Шлуглайт








Как у нас возникла организация РСДРП




Летом 1903 года, находясь в Вене, я вступив в «Искру». Перед отъездом договорился с представителем венской группы тов. Вегманом, что сразу после возвращения возьмусь за организацию в Бердичеве группы, оставил ему адрес для литературы и корреспонденции. Вернувшись, я узнал от тов. Небрата (мы были знакомы раньше, во время совместного пребывания в Одессе, где у нас был своего рода кружок самообразования), что в Бердичеве для создания «Искры» всё уже готово. Через несколько дней в его квартире состоялось собрание, на котором присутствовали следующие товарищи: 1) д-р Плих, 2) Небрат, 3) Ицык Шустер1 (приехал с Юга),

4) Люба, 5) Роберт и 6) я. На собрании речь шла о том, что Бунд - исключительно национальная партия, работающая лишь среди еврейских рабочих, что рабочие больших фабрик и заводов, в большинстве своём русские и поляки, как бы покинуты. Поэтому нужно организовать «Искру». Было принято решение о создании в Бердичеве такой группы. Разногласия и споры вызвал вопрос о названии новой организации. Назвать её группой мы считали недостаточным, а назвать комитетом пока не имели права из-за малочисленности. Решили дать такое название: «Бердичевская организация РСДРП». Используя мои связи как учителя с интеллигенцией, мы создали в её среде несколько групп.

Сначала наши отношения с Бундом были дружескими. Мы были слабыми, и бундовцы оказывали нам помощь литературой и т.п. Это объясняется их уверенностью в том, что мы будем работать только с русскими рабочими. Но вскоре оказалось, что к нам присоединяются и еврейские рабочие. Это, разумеется, не погравилось Бунду, и между нами начались трения.

Помню такой случай. К бундовцам однажды приехал человек из ЦК, сильный оратор. Они устроили дискуссию и пригласили нас, ничего не сказав о своём госте. Собрание, на котором присутствовало человек 60, проходило на Малой Юридике. Ввиду перевеса сил на стороне Бунда мы сначала решили не выступать. Начал вечер представитель ЦК докладом о национальном вопросе. Главный тезис заключался в том, что Бунд, как «единственный представитель» еврейского пролетариата, имеет право вести работу среди еврейских рабочих. Полемически доклад был построен таким образом, что нам пришлось выступить. Первым слово взял тов. Роберт, а затем - я. Вначале мы заявили, что говорим не от имени организации, а от себя лично. Главная мысль наших выступлений заключалась в критике консервативной и реакционой сущности национализма. Представитель ЦК был хорошим полемистом, на собрании господствовали бундовцы, поэтому наше выступление имело небольшой успех. Некоторые сочувствующие даже заколебались ...

Поскольку сначала наша организация состояла из одних евреев, нам тяжело было проникнуть на крупные предприятия. Листовки печатал тов. Исак, а мы их

1 Возможный вариант перевода - Ицык-сапожник (Л.К.)